Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 12:07

Cайт учителей начальных классов 

Славянской ООШ №15


Вы вошли как Гость Группа "Гости"
Приветствую Вас Гость


Меню сайта
Категории раздела
Назаренко И.Н. [2]
Сторожев С.В. [14]
Назаренко Н.И. [2]
Чайченко Л.А. [1]
Мартюшева Л.В. [0]
Мельник Г.Н. [3]
Голуб Г.А. [3]
Дащенко А.А. [1]
Кузнецова С.В. [6]
Лукьянова В.И. [3]
Некрасова О.В. [1]
Антоненко Е.Н. [0]
Block title

«Методичний портал»

НАШЕ КРЕДО
Коли думаєш про дитину, уявляєш ніжну квітку троянди, на якій тремтить крапля роси. Яка обережність і ніжність потрібні для того, щоб зірвавши квітку, не зронити краплю. Ось така ж обережність потрібна батькам і педагогам кожну хвилину, щоб виростити справжню ЛЮДИНУ!

Афоризмы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Кузнецова С.В.

Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вам опыт работы по теме «Развитие познавательной активности на уроках в начальной школе».

 

Слайд 2

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса он искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье пять часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».

 

Слайд 3

Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция начального образования, становление и развитие личности ребёнка. Развивать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию – одна из актуальных задач современной украинской школы. Её решение невозможно без развития у каждого учащегося  познавательной активности.

Проблемы сущности познавательного интереса младших школьников и реализация её в образовательном процессе раскрывается в работах Юрия Константиновича Бабанского, Меркурия Константиновича Енисеева, Надежды Михайловны Бибик, Лидии Ильиничны Божович, Александры Яковлевны Савченко. Общим для авторских позиций есть то, что: «На данном этапе развития начальной школы существует потребность учителей в поиске оптимальных условий развития познавательных интересов младших школьников, необходимость когнитивного развития ученика».

 

Слайд 4

Итак, целью моего исследования является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся, анализ форм работы, которые способствуют активизации познавательной деятельности ребёнка.

Объектом исследования, таким образом, является процесс обучения детей в начальной школе.

Предмет исследования – использование различных форм и методов работы для развития  познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, работа носит междисциплинарный характер, так как охватывает вопросы педагогики, психологии, методики.

Гипотеза работы – идея качественного изменения условия учебного материала в связи с использованием методов активизации познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к предметам.

 

Слайд 5

Что такое интерес? Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество трактовок. Более конкретное определение, данное психологом Вадимом Андреевичем Крутецким: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданные с положительным эмоциональным отношением к ним. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не всё, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность».

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В педагогической науке выделяют 3 основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Это:

  • интерес к предмету (сам процесс изучения предмета доставляет удовольствие);
  • сознательность (занятия по предмету не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься);
  • принуждение (занимаюсь, потому что заставляют учителя и родители).

 

В педагогической практике доказано: чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и, даже, полной потере приобретённых знаний, умений и навыков.

И призыв Яна Амоса Каменского: «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности» - актуален и сейчас.

Таким образом, важность задачи формирования и развития познавательных интересов очевидна.

 

Слайд 6

Их формирование начинается задолго до школы, в семье, возникновение связывают с появлением у детей таких вопросов, как: «Почему? Отчего? Зачем?». К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется интерес к учению в школе, а в начальной школе заметно развивается.

В своей работе я считаю необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению.

Для развития познавательных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.

Поэтому на организационном этапе стараюсь психологически настроить учащихся на урок, обеспечить благоприятную обстановку, создать ситуативный успех при помощи маленьких стихотворений, смайликов, сопровождая их различными игровыми движениями. Совместно с детьми составляем девиз урока.

 

Слайд 7

Очень эффективным считаю на этапе мотивации учебной деятельности введение элементов сказки. Например, «Фея прислала волшебный сундучок», или «Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие на «Летучем Голландце», «Проведите сказочного героя по дорожке».

 

Слайд 8

Одним из важных стимулов для развития познавательных интересов считаю проблемное обучение. Так, на уроке природоведения по теме «Круговорот воды в природе» предлагаю задание проблемного характера «Почему быстро наполняется стакан водой, а большие водоёмы имеют постоянный уровень воды, хотя в них, как и в стакан, каждую минуту несут свои воды множество рек и ручейков?». Обсуждение проблемы провожу в форме дискуссии, работы в группах, по итогам которой дети составляют сказку-миниатюру «Путешествие Капельки».

 

 

 

Слайд 9

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Не секрет, что игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила, поэтому в системе использую игровые формы работы. Они дают положительные результаты и помогают обеспечить сразу 3 условия развития познавательных интересов:

- создание ситуации решения познавательных задач;

- обучение на оптимальном уровне развития учащихся;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

 

Слайд 10

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь отвести 5-10 мин. на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ и обосновать свой выбор. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил Анатоль Франс: «Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

 

Слайд 11

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. С помощью психолога нашей школы Веры Владимировны Савулы мной была осуществлена диагностика уровней познавательного интереса в 1 классе. Нами была разработана программа эксперимента по выявлению изменений ведущих познавательных интересов школьников.

В этом нам помогли методики определения школьной мотивации А.Г.Лускановой и «Беседа о школе» Д.Б.Эльконина.

Если в 1 классе отношение к себе как к школьнику было практически сформировано у 26% детей, а не сформировано и не развита познавательная активность у 22%, что говорит о недостаточном уровне для успешного обучения, то на начало 2 класса только 27% детей школа привлекает больше внеучебными сторонами, а 49% учащихся имеют высокую учебную и познавательную деятельность. В результате можем сказать, что у детей изменилась мотивация посещения школы.

 

Слайд 12

По результатам методики «Беседа о школе» в 1 классе 49% учеников привлекало общение со сверстниками, а узнавание нового - только 15% детей. На момент диагностики во 2 классе ситуация в корне изменилась, поскольку только 8% идёт в школу общаться, а 60% - получать знания, узнавать что-то новое.

 

Слайд 13

Среди предметов, которые вызывают трудности, учащиеся 1 класса определили обучение грамоте (67%) и трудовое обучение(29%). Самыми интересными  назвали изобразительное искусство (28%), математику (18%) и чтение (18%). Среди самых полезных выделили физкультуру (56%), а убрать хотели бы математику 60% опрошенных. Во 2 классе остался сложным русский язык (67%), в категорию интересных перешла математика (40%) и литературное чтение (25%). Очень радует и тот факт, что математику считают самым полезным предметом 50% детей. А исключить из школьной программы опрошенные не смогли ни один предмет.

 

Слайд 14

Подтверждением результативной работы над развитием познавательных интересов может служить учебная и внеклассная деятельность.

Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Колосок», «Бобёр» и «Гринвич». По результатам прошлого года в конкурсе «Колосок» золотые сертификаты получили 7 человек.

Творческие работы детей представлены на городских конкурсах «Живи, ёлочка!», «Северский Донец глазами детей», «Права ребёнка». 1 и 2 место в городском конкурсе «Живи, ёлочка!» принесли Михайленко Богдан и Шевченко Екатерина. Дети с удовольствием участвуют в классных и школьних мероприятиях, любят путешествовать и узнавать историю родного края.    

 

Слайд 15

 

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и умение адаптироваться в жизни. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.

Данный опыт может быть использован учителями, которые готовы творчески подходить к обучению, не боятся работы, требующей временных затрат.

Категория: Кузнецова С.В. | Добавил: efremova-marina (30.04.2014)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz