Тема: Права ребёнка Цель: - ознакомить с Декларацией прав человека, понятием Конвенция; - дать первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственным гражданином своей страны; - воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; - развивать память, мышление, воображение; - побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; - учить находить коллективный ответ путём обсуждения; Оборудование: карточки « Самооценка настроения», волшебный сундучок с зеркалом, знаки «запрещается», «разрешается», изображение картинок к сказкам, солнышко, лучики, микрофон, проектор. Тип урока: изучение нового материала; Ход урока: 1. Организационный момент * Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: « Доброе утро»! Доброе утро, солнышку и птицам Доброе утро улыбчивым лицам! • Покажите смайликом свое настроение. Я рада, что наше с вами настроения совпали. Я надеюсь, что весь урок вы будете активны и внимательны. Наш урок пройдет под девизом: Действовать – активно! ( Слайд1) Думать – оперативно! Доказывать – убедительно! Творчески мыслить – обязательно! 2.Актуализация и мотивация • Сказочная минутка. У меня для вас есть сказочный сундучок, в нем находится самый ценный клад нашей планеты. Правда же интересно , что там? Кто из вас хочет увидеть его, может заглянуть в сундучок, но обязательно улыбнитесь тому, кого вы увидите там.(Дети поочередно заглядывают и видят там себя). Вы только, что улыбнулись самому главному человеку на земле, самому себе. По легенде, когда рождается человек, Бог зажигает на небе новую звезду ( Слайд2) и посылает к ребёнку Ангела.( Слайд3) Он охраняет ребенка от бед. Во сне Ангел целует ребенка трижды: в лоб – чтобы он рос умным, в лицо – чтобы был красивым, в грудь – чтобы здоровье и любовь, доброта поселились в теле, сердце и душе ребенка. Когда человек делает добрые дела, Ангел радуется, а когда злые – плачет и теряет свои силы. Я желаю вам, чтобы вы совершали только добрые дела. И ваш Ангел – Хранитель помогал вам в тяжелые минуты. Но не только Ангел – Хранитель заботится и охраняет детей. Каждое государство заботится о своих маленьких гражданах. Дети как и взрослые имеют свои права, которые записаны в Конституции Украины. (Слайд 4) Конституция в переводе с латинского /устройство/ К – закон. Этот закон определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан. 3. Сообщение темы и цели урока Катя подготовила стихотворение Послушайте его и скажите, о чём говорится в стихотворении ? Никто не имеет права Ребенка обижать Ребёнок – это будущее Его нужно защищать. Сказки и рассказы нас будут учить Как права и обязанности Нам в жизнь воплотить. Слайд5 (На доске табл. Я имею право). Правильно. Тема нашего урока «Права ребёнка» 4. Изучение нового материала 1) Рассказ учителя и составление ассоциативного куста « Я имею право…» Давным – давно ,тысячи лет назад, на земле появились люди. (Слайд 6) .Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать, а чего не могут? На что они имеют право, а на что нет? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. Так на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. (Слайд 7) Декларация – документ, в котором изложены права, обязанности для всех людей. А дети имеют права? Существует Конвенция ( Слайд 8) о правах ребенка – это договор между странами, в котором указано как государство защищает права ребёнка. 2) Посмотрите, солнышко закрыла тучка. Давайте ему поможем и выясним, какие права самые главные для ребенка и для солнышка. Слайд «Знакомимся со своими правами» Самое главное право каждого ребёнка - это право на жизнь.1* Найдите, у какой группы лучик от солнышка . Как вы понимаете это право? Следующее право – на любовь и заботу. 2* Найдите лучик от солнышка. Объясните смысл. На имя, гражданство и жильё. 3* Лучик. На мед. Помощь. 4* Лучик. На образование 5* Лучик. На отдых и досуг 6* Лучик. 5. Воспользуемся этим правом Физминутка 6. Закрепление 1) Вот наше солнышко и заулыбалось. Вы вместе с ним познакомились со своими главными правами. А теперь посмотрите сценку « Чужое письмо» . Ответьте . Уважает ли Ира права других детей? Нина - А ты не пойдёшь на физкультуру? Ира - Нет, я освобождена. ( Все уходят кроме Иры. Ира рисует.) Ира - Ой, стёрки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю. Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, начинает читать. Входит Нина - Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мой блокнот? Ира - А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? - Какое право нарушила Ира?Это право на личную жизньСлайд 2) Работа в группах а) Правило работы в группах: • Доброжелательность • Умей слушать того, кто говорит • Добровольность и активность Физминутка -Катя- б) Предлагаю в группах обсудить к какой сказке вам предложена иллюстрация. Нарушены или соблюдены права героя сказки. При ответе каждой группы слайд этой же иллюстрации. 1. Красная Шапочка Право на жизнь. 2. Воробьишко . Право на любовь и заботу. 3. Чипполино . Право на жильё 4. Доктор Айболит. Право на медпомощь. 5. Буратино. Право на образование. 6. Бемби. Право на отдых и досуг. в) Игра « Разрешается – запрещается» Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учёбу, работу, отдых и другие. Предлагаю сыграть вам в игру. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго… запрещается С мамой дети должны жить, ей цветы всегда дарить – Это… разрешается Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться Это… разрешается Этот трудится ребёнок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа… запрещается Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это… разрешается 7.Итог урока а) Технология «Микрофон» Продолжи фразу: Сегодня на уроке я узнал…… я научился…. я старался…. Лучше всего мне удалось… б) Покажите какое настроение в конце урок в) Оценивание работы в группах. Подарок. Вот закончился урок И звенит для всех звонок! Все вы очень постарались и с наградою остались.
|